О записках инженера.
«Я пули пачками глотал и кровь мешками проливал»
это слова из песни, которую я пел,
когда «сидел в лагере пионером».
Постараюсь, чтобы здесь такого не было!
Вот маленький кусочек картона. На нем рисунок, сделанный вручную. А за ним почти 10 лет работы. Это пропуск для боевого расчета стартовой команды. Огромный взлет нашей страны. Потом – забвение…
Да, я не нажимал кнопку «Старт». Да это и не нужно было делать. Системы управления получали сигнал точного времени, начало выполнения стартовых процедур было разрешено. Остальное – автоматически. Впервые в мире. Так, как никто не умел до нас. Даже американцы с их компьютерами. И не буду говорить, что «это все сделал я». Каждый делал свою часть. Просто кто-то не выдержал командировок. Кто-то не выдержал темпа работ и ушел. Кто-то боялся ответственности. А покупать билет за баксы – такого тогда тоже не было. Да и немного нашлось бы любителей провести трое суток в 10 км от стартового стола, в то время как все эвакуировались в степь за 30 км. Так что таких картонных картинок было сделано не так уж и много. По крайней мере, мой пропуск с красной полосой на сайте www.buran.ru присутствовал в единственном экземпляре. Он там в разделе "Отзывы". А про Буран и все относящееся к этому можно прочесть на сайте
Сейчас здесь я постараюсь написать то, «как это было». Что это была за техника и как мы ее отлаживали. Попросили ребята меня об этом в телеконференции. Что сказать о тех временах и об этих? Две разных эпохи. Два разных народа. Две разных страны. Два класса аппаратуры.
А написать, тем не менее, надо! Те, кто ездил на полигон с 84 по 88 – всем выпала разная судьба. Почти все, кому тогда было за 45 – умерли. Почки, туберкулез… А награда – одна. Столбик на коммунистическом кладбище. Генеральному директора – другая. Ему – Героя соц.труда. Да только где и кто он теперь? Вот говорят, что когда армия отступает, то награды не раздают. Поэтому всему нашему предприятию за запуск положено было несколько медалей. Да и еще продано БЕЗ ОЧЕРЕДИ ШЕСТЬ автомобилей Москвич (Серьезно, тогда автомобили продавали без очереди только за что-то...). А бывшие мои коллеги – тоже кто где… Один помогает жене управлять магазином, другой пошел в строители. Кто-то организовал фирму по разработке софта, а потом перепрофилировал фирму на продажу колбасы. А некоторые по-прежнему занимаются разработкой. В основном это только те, кому тогда было около 30-ти. Но все в разных конторах.
Что касается меня, то моей наградой за покорение космоса - была должность СНС, хронический кашель и развал семьи и еще вот этот картонный квадратик на память. Так что каждому - свое. Но не будем о грустном.
В этом 2005 году нашему подразделению, которое сначало входило в НПО "Буревестник", а потом было выделено в Электронмаше как НПК «Система» - будет 25 лет. Писать по-другому – не хочу!
Вот я здесь постараюсь рассказать о технике, это в первую очередь, потом о моих друзьях, и немного о себе. Это не мемуары, это зарисовки с натуры.
О том, где и когда это было – эпизод «Земля легенд». Его написать будет сложнее всего. Надо объяснить, ЗАЧЕМ мы это делали. Поэтому, скорее всего он появится последним. А первым будет, как положено – Эпизод 4.
Еще раз повторю, ни я ни кто-то из моих сослуживцев не нажимали кнопку "Старт". Но, уверяю Вас, сидеть и смотреть как идет процесс тоже было непросто. Если бы что-то случилось, вот об этом я слегка "засветил" в Эпизоде о Мажоритаре... Но не случилось. Все было гладко. Это как у фигуристов, когда смотришь по телевизору - все красиво и легко. А только они и их тренер знают, сколько было падений и шишек. А тогда, такие как мы, сидели кучками и каждый переживал за "свое". Сначала те, которые отвечали за "наземку", потом оживились ребята, отвечающикк за "борт", потом баллистики, потом ... Ну нам тогда было проще других. Сделали, отстыковались, отдыхай. А вот тем, которые отвечали за "борт", волноваться пришлось до самой посадки.
В этом фрагменте тоже нет «техники». Просто эпизод отладки систем. "Пожарники и пожаротушение".
Эпизод 5 – за что я так ненавижу «Мажоритар».
Эпизод 6 – Алгоритм, который не «знал», куда ему идти.
Эпизод 7 – Братство Газовых Систем.
Эпизод 8 – Мультивибратор длиной в две стойки.
Эпизод 9 – Шаговая отладка и секс.
Эпизод 10 – Как сгорела моя «Черная Волга».
Эпизод 11 – Прачечная, табуретки и опыт.